Апокалипсис отменяется, если мы спокойны
Мир встал на паузу и изменился навсегда. Еще рано подводить итоги, еще все продолжается, война с невидимым врагом не окончена. Еще многое произойдет, но уже многое произошло.
Я расскажу вам о собственном переживании минувших дней и выводах, к которым я пришла.
Все как у всех - сначала трудно поверить, статьи и высказывания «это просто грипп» успокаивали и меня. Ужасали цифры погибших, особенно в Италии. Мир перевернулся. Италия - рай, где многие мечтали жить на пенсии, стал максимально опасным местом, особенно для стариков. «Корона» сбивала с нас, с человечества, спесь день ото дня, доказывая, что она сильнее. Закрывались аэропорты, границы, двери. И тогда еще казалось - это ненадолго, ну не можем же мы не полететь в намеченный отпуск или командировку. Как это может быть, чтобы какой-то вирус, что-то крошечное, невидимое, поставило человечество на колени, и весь наш интеллект, наша медицина, наша наука окажется почти бессильной. Так с человечества слетала корона, и превращала нас в напуганных, сидящих по домам, в героически смелых, без выходных работающих в больницах.
Почему-то в какой-то момент я вспомнила роман Курта Воннегута о том, как китайцы изобрели способ уменьшать себя, чтобы меньше тратить ресурсов, меньше есть, в конце концов они уменьшились до микробов, заразили и убили весь мир. Мне было смешно, фантазия казалось дикой, сейчас не смешно.
Поскольку от моих решений зависели несколько мероприятий, я была вынуждена мониторить обстановку. В коротких перерывах между работой, которой совсем не стало меньше, и по ночам, я читала, перерабатывала, искала «достоверные» источники. У меня совсем бы нарушился сон, если бы я не приняла жесткое правило: после восьми вечера не открывать Фейсбук.
Обычно я справляюсь с тревогой и неопределенностью попытками обрести хоть какую-то ясность. И я пыталась это делать, отдавая себе отчет в том, что это условная ясность. Я понимаю, что у каждого свой способ справляться с неопределенностью и тревогой. Но то, что я находила на просторах сети, меня повергало поочередно: в тоску, ужас, гнев, возмущение. Временами я чувствовала горячую благодарность, когда читала взвешенный отклик или ясную информацию.
Многие люди справляются с тревогой только тем, что выбрасывают ее вовне. Именно они любят накручивать себя до предела, катастрофизируя все, превращая в беспросветней мрак, и после выбрасывают этот мрак на близких и в сесть. Я называю это «сырой аффект», то есть не обдуманное, не «переваренное», сырое переживание. Очень, извините, похоже на блевотину. Иногда это были просто люди, временами СМИ, делая свои заголовки намеренно пугающими, заставляя людей кликнуть, зайти по ссылке и прочитать. Если к обычным людям вопросов нет, просто есть сильная усталость от их сырых аффектов, то к СМИ вопросы есть, этического порядка.
Может быть, переваривать тревогу, и показывать ситуацию с разных сторон — доступно только психологам, но мне кажется, что мы можем, даже не будучи психологами, позволить себе эмоциональную гигиену. Мы можем осознавать свою ответственность за то, чем мы наполняем интернет-пространство, в котором мы находимся сейчас в большей мере, чем прежде.
Многие коллеги, с которыми пришлось беседовать в это время видят, как то, что пугает людей, коррелирует с их травмами или их прошлым опытом.
Неопределенность будущего заставляет всех нас проецировать на этот «белый экран» свой прошлый опыт. Многие евреи боятся погромов, агрессии, нападений, многие в Санкт-Петербурге боятся голода, многие не верят в то, что медики их вылечат, правительство защитит, кто-то убедительно пишет «мы в Италии умираем, и вы все умрете». Это удивительно - слушать, чего именно боятся люди в этой ситуации. Удивительное разнообразие.
Мы не знаем, что будет, кроме того, что экономический кризис нам всем обеспечен. Но давайте хотя бы минимально осознавать ответственность за ваше слово в сети. Страшно — идите к психологам, они сейчас все предлагают свои скайп-услуги. Расскажите это специально подготовленному человеку. Не надо делать это публично, и что самое неприятное - делать это с непоколебимой убежденностью, надевая «белые одежды» (мол мы - ответственные и спасители мира, а вы что?), агрессивно, враждебно и катастрофично.
Меня многое тревожит, мне тоже есть, за кого бояться, но не желая сейчас показаться эмоционально «святой», каковой я никак не являюсь, я хочу сказать, что я испытываю все это трудное время много благодарности, удивляющую меня саму: к тем, кто остался дома, к тем, кто возит нас на такси и продает нам продукты, кто лечит наших детей, кто работает в кафе, потому что работающим людям все равно надо где-то есть, к тем, кто на «фронте» - на переднем крае, к волонтерам или тем, кто просто дает деньги в аэропорту другому, чтобы тот тоже мог улететь, к тем, кто принимает очень сложные решения - маленькие и большие, на уровне собственной семьи и целых государств. Сейчас никому не легко. Осуждать, параноить, вываливать это в сеть — значительно легче, чем думать, переваривать сложные переживания, принимать свои взвешенные решения каждый день, не пытаясь выработать одну стратегию — только прятаться и осуждать тех, кто не спрятался, или быть в неведении, практиковать социальный дзен, считая, что нет никакой опасности.
История сейчас показывает насколько мы в одной лодке.
Давайте возьмем ответственность за то, что мы вбрасываем в мир, эмоциональная гигиена - это тоже не сложно, просто найдите, кому вы можете вывалить свои тревоги, поберегите близких и окружающих вас людей, обратитесь к психологу.
Мыть можно не только руки. И солнце завтра все равно взойдет.
Ирина Млодик